Конструируя будущее: застройщики переходят на отечественные IT-продукты

Автор фото: Сергей Елагин / Бизнес Online / ТАСС

Переход застройщиков на работу с BIM повысил спрос на продукт локальных игроков, а сами заказчики стали больше доверять отечественным вендорам программных решений. Об успехах и вызовах, с которыми сталкиваются разработчики инженерного софта, рассказал исполнительный директор компании "Нанософт" Максим Егоров.

В 2024 году эксперты Strategy Partners прогнозируют увеличение российского рынка инженерного ПО приблизительно на 20%, до 50 млрд рублей. Насколько эти темпы роста высоки и реальны, на ваш взгляд? Что может сдерживать рост?
— Цифры реалистичны. Российские компании, у которых налажен понятный сценарий работы с клиентами и есть экспертиза, чувствуют себя уверенно.
Разработчики продукта, который можно установить и относительно быстро начать с ним работать, могут претендовать на высокий спрос. Имея такие продукты в портфеле, мы видим устойчивый рост продаж, причём о своей потребности в таком софте заявляют и частный бизнес, и госкомпании.
Как российские вендоры укрепляют позиции на рынке, где долгое время на ведущих ролях были зарубежные компании?
— Рынок продажи программного обеспечения (ПО), в том числе инженерного, можно назвать зрелым. В России долгое время доминировало западное ПО. Сегодня работой с отечественным софтом, его продажами занимаются те же эксперты: они готовы делиться знаниями в области маркетинга программных продуктов, опытом взаимодействия с партнёрами, навыками формирования профессионального сообщества — то есть теми компетенциями, которые и формируют рынок.
Многие наши сотрудники работают на рынке систем автоматизированного проектирования (САПР) с начала 1990-х. В те годы костяк нашей команды занимался разработкой ПО, которое изначально продавалось только за рубежом. Главная наша сущность именно разработка качественного инженерного ПО мирового уровня. В 2008 году, когда об импортозамещении ещё не было и речи, мы начали понимать, что без собственной платформы сложно конкурировать: зарубежный вендор обычно заинтересован, чтобы вокруг него формировалась система разработчиков, но в какой-то момент он начинает "перетягивать на себя одеяло".
Поэтому решили основать компанию и создать нашу, отечественную открытую платформу, к которой мы могли бы адаптировать собственные приложения. Это же предложили и другим участникам рынка, чтобы так сформировать свою экосистему. Идея состояла в том, чтобы деньги не уходили за пределы страны. При разработке мы ставили задачу создать продукт, на который будет максимально удобно перейти. И сейчас я понимаю, что это было правильным решением.
С 1 июля 2024 года стартовал обязательный переход на технологии информационного моделирования (ТИМ) для застройщиков. Какие сложности возникают в связи с этим?
— В последние годы развиваются решения ТИМ и BIM (технологии информационного моделирования, которые используют объектно-ориентированные модели строительного объекта или комплекса строительных объектов, как правило, в трёхмерном виде). У отечественных компаний есть технологии информационного моделирования, причём не только для создания чертежей зданий, но и для разработки трёхмерных информационных моделей, в которых можно эффективно выявлять геометрические коллизии. Например, при проектировании квартиры, цеха важно, чтобы пересечение систем электроснабжения, водоснабжения, вентиляции были заранее спроектированы без ошибок, без коллизий, а информационная модель позволяет всё это заранее увидеть в объёме.
Крупные застройщики активно стали использовать BIM и ТИМ ещё несколько лет назад, сейчас перед ними стоит задача перейти на отечественные платформы. Ситуация осложняется ростом ключевой ставки и снижением спроса на недвижимость, что приводит к сокращению бюджетов, которые компании могут потратить на покупку софта. Игроки нашего рынка пытаются помогать заказчикам в этом процессе, но мы понимаем, что он будет длительным. Однако путь перехода на ТИМ уже очерчен.
Сохраняется ли среди заказчиков убеждение, что западные продукты лучше отечественных?
— Когда мы начинали работать, все пользовались продуктами иностранных компаний, у пользователей возникали сложности с техподдержкой, которая могла отвечать на вопросы месяцами. Поскольку мы ближе к заказчику во всех отношениях, на наши решения всегда был спрос.
При этом есть важная проблема: на рынке много нелицензионного ПО. Ряд организаций, которые купили продукт у западного правообладателя, продолжают пользоваться привычным софтом после отзыва лицензии, хотя и несут при этом риски. Мы стараемся информировать клиентов о последствиях таких действий, однако пока осведомлённость в этом вопросе у компаний не очень высока. На наш взгляд, было бы полезно, если бы просветительскую работу проводило со своей стороны и государство.
По моим ощущениям, сейчас недоверия со стороны пользователей становится всё меньше, во многом это связано с тем, что в России исторически сильная инженерная школа. Я верю, что наши продукты смогут со временем полноценно заместить сложные технологические решения. В перспективе не исключаю и выхода с ними на зарубежные рынки.
Оценивали ли вы эти рынки с точки зрения спроса?
— Сейчас активно развивается Азия: там есть проблемы с локализацией, западным вендорам там тоже тяжело, странам региона нужны технологии и рынок применения инженерного ПО растёт. Также отечественные игроки ищут партнёров на перспективных рынках арабских стран, Африки.
В России мы проектируем сложные объекты: дороги, городскую и промышленную архитектуру, сложные производства. Наши решения в этих сферах опробованы и могут стать конкурентоспособными за рубежом.
Какие ключевые новшества в ваших продуктах появились в 2024 году?
— В этом году выходит новая линейка для проектирования в области геологии, гидрологических расчётов, протяжённых магистральных нефтепроводов. Появился продукт для застройщиков, с запуском которого экосистема решений компании сможет удовлетворить потребности практически всех участников проектной и строительной деятельности, начиная от землеустройства и архитектуры, продолжая конструкциями и инженерией и заканчивая организацией проектного документооборота и средой общих данных. Он позволяет выполнять проекты с применением ТИМ.
Ещё одна новинка — решение, которое использует искусственный интеллект для цифровизации и формализации нормативных требований в строительстве, позволяя выявлять и нормативные коллизии. Также, если ранее мы не работали на рынке машиностроения, то теперь сделали продукт для него, в этой нише есть серьёзные российские конкуренты, но мы можем предложить своё "лёгкое" и технологичное решение. И это, не говоря о том, что ежегодно мы выпускаем новую версию нашей платформы nanoCAD.
Наша жизнь всё время усложняется, мы хотим иметь новую инфраструктуру, жить в домах с современной инженерией, поэтому спрос на инженерный софт будет расти, и подобные решения позволяют предвосхитить будущие запросы и потребности пользователей.